вторник, 1 ноября 2011 г.

О методике Монтессори

Мария Монтессори - известный итальянский педагог, в честь которой было названо целое педагогическое направление - Монтессори-педагогика. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. 

Что главное в педагогике М.Монтессори?
Ребенок рассматривается как личность с самого рождения. Каждый ребенок, как и каждый человек, уникален. В этом и заложено ее главное отличие от других систем.


Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, развиваться; и все это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые же организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. 


Основной принцип метода Монтессори
Метод Монтессори основан на принципе наблюдения за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Но самое главное в методе - это понимание того, что мир детей и мир взрослых - это совершенно разные миры. Девиз метода Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". М. Монтессори открыла одно из важнейших отличий детского мира от взрослого - наличие так называемых сенситивных (то есть наиболее восприимчивых) периодов восприятия мира. Этих периодов несколько, и во взрослом состоянии они уже никогда не повторяются. 

Сенситивные периоды развития ребенка
Это периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком. Например, даже современные психологи подтвердили, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам:
от 0 до 6 лет проходит развитие речи;
до 5,5 сенсорное развитие;
с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки, когда дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни;
от 0 до 3 лет - это период восприятия порядка, период активного взаимодействия со взрослыми.
Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет. 

Ребенок учится самостоятельно с помощью специальных Монтессори - материалов, в которых заложена возможность самоконтроля, когда малыш сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не только в обучении, но и в в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. 

Метод Монтессори состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, учитель.

Как строится группа Монтессори в детском саду?
Классический вариант системы Монтессори предполагает занятия с 3-х лет. Каждая группа в детском саду - это семья, в которой занимаются дети от 3 до 6 лет. Они занимаются все вместе. Мария заметила, что дети учат других детей даже лучше, чем взрослые. Для Монтессори-группы важно, чтобы детей в ней было оптимально 12-15 человек. Занятия в детском саду не групповые. Групповому занятию в группе детей от 3 до 5 лет, уделяется 15 - 20 минут. Основной способ жизни - свободная работа с предметами окружающей среды. Монтессори-класс включает в себя множество зон: языковая, географическая, математическая, естественно-научная, умственного, сенсорного, общего развития, творческая и пр. В каждой зоне свои занятия, где ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить, читать, считать, складывать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику; изучают окружающий мир. Они играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. В большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга (овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания. Каждый малыш может сам выбрать для себя зону и конкретный Монтессори-материал, с которым ему хочется поработать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, потому что в методе Монтессори нет соревнований! Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностр. языка и др. Свободной работе в Монтессори-группе - уделяется 1,5-2 ч в день в зависимости от возраста и от желания ребенка. 

Дети поступают в группы Монтессори обычно в 2,5-3,5 года. Сначала они занимаются в основном сенсорикой (это очень важно, так как дает базу для развития во всех отраслях), а так же упражнениями из практической жизни - разного рода переливания воды, пересыпания песка и мелких предметов, мытье рук, посуды, стирка, глажение, застегивания пуговиц, молний, кнопок, социальные навыки и физические упражнения и т.д. Основной целью этих практических упражнений, является развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности. Ближе к 4-м годам просыпается интерес к математике и чтению, хотя развитием речи и фонетическими играми начинают заниматься с 2,5-3 лет. Еще один важный момент! Это поддержание порядка….. М.Монтессори предложила малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. И не только потому, что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям. Она считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Педагог не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется наказаниями. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: "Взял, поработал, положи на место". Но чтобы работа приносила пользу, учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок-презентацию. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори. 

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме, они внимательны, наблюдательны, самостоятельны и, наконец, они более дисциплинированы.